ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

  Ушанова Валентина Викторвна, учитель истории ГКОУ СО "Карпинская школа - интернат", Б/К

«Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся с ОВЗ посредством использования проектной деятельности»

Вопросы патриотического воспитания являются актуальными для современного общества. Общество осознает, что отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к серьезным проблемам в государстве. Патриотическое и гражданское воспитание школьников-одна из основных задач современной школы. Школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, ответственности, активной жизненной позиции.

Основные цели и задачи гражданского воспитания в школе.

Гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота, способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Основные цели гражданского воспитания в школе:

- повышение чувства ответственности за свои поступки, действия;

- формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина - патриота своей Родины;

- социализация личности.

Задачи гражданского воспитания обучающихся:

- формировать неприятия антиобщественных норм поведения (правосознание);

- формировать патриотические чувства и сознание учащихся, сохранять и развивать чувства гордости за свою Родину;

- формировать экологическую культуру как залог сохранения окружающего мира;

- формировать активную гражданскую позицию через участие в школьном самоуправлении.

Патриотическое воспитание неразрывно связано с подготовкой молодежи к защите Отечества. Это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания - учить миру. А это значит:

1) помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету - к лучшему;

 2) вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;

3) поддерживать молодое и пожилое поколение в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы;

 4) помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;

 5) помочь молодым и старым видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе - научиться содействовать необходимым переменам.

         В том числе подготовить молодых людей к защите Отечества, к службе в вооруженных силах. Эти задачи решаются совместными усилиями образовательных учреждений (школы, дошкольных учреждений и дополнительного образования - бывших внешкольных), семьи и других организаций.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания.

Основные направления гражданско–патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ»:

  •  Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  •  Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознания неповторимости своего Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, формирование знаний о родном селе, городе, районе.
  •  Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
  •  Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  • патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.
  •  Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся в нашей школе созданы и реализуются  условия:

- во-первых, организована воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и взаимодействии педагогического, ученического и родительского сообщества;

- во-вторых, функционирует система дополнительного образования;

- в-третьих, разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;

- в-четвёртых, используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

Использование инновационных педагогических технологий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В рамках личностно-ориентированного обучения наиболее распространена технология проектов.

Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Эта деятельность объединена рядом общих признаков:

  • направленность на достижение конкретных целей;
  • включение в себя координированных взаимосвязанных действий;
  • ограниченность протяженности во времени с определенным началом и концом;
  •  неповторимость и уникальность.

Участие в проектной деятельности способствует самореализации обучающихся, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки. Проектная деятельность выступает как средство обучения, развития и воспитания школьников. Метод проектов, в определенной степени позволяющая решить проблему мотивации, создает положительный настрой к изучению школьных предметов, когда обучающиеся  учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка.

Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт.

Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для обучающегося.

Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
Организация проектной деятельности ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. 
В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы.

В течение последних 7 лет в нашей школе были реализованы такие проекты:

  1. "Мы помним всех поименно"
  2. "Ветеран"
  3. "Герои нашего города""
  4. "Герои России""
  5. "Мой край родной"

Все они были направлены на изучение истории родного края, города Карпинска и посёлков. Содержание перечисленных проектов отвечают гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Проекты создавались в форме  внеурочной   деятельности:

- тематические классные часы;

- ведение курса обществознание с 6 по 9 класс;

- посещение краеведческого  музея города;

-изучение истории своей семьи, семейных традиций;

- изучение народных традиций и обычаев, истории своего города, школы;

- проведение общешкольных мероприятий;

-проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;

- военно- спортивная игра «Школа выживания»;

-сотрудничество с военно-патриотическим клубом «Тигр»;

- участие в окружном фестивале детского творчества  конкурсе, посвящённом 70-летию Победы над фашистской Германией, результат –  II место;

-участие  в городских мероприятиях («Бессмертный полк», открытие пограничного столба на Площади Славы и др.)

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы живем и учимся любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Гражданско- патриотическое воспитание школьников должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с обучающимися с ОВЗ  в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время. Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в учебно-воспитательной системе.  Благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас, педагогов, есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов нашей Родины.

Список литературы.

1.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М., Айрис- пресс, 2002-224 с.

2.Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2006,-368 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

3. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование-2005-№4-С. 23

4. Боброва Л.В. Письмо с войны. Театрализованное представление // Воспитание школьников -2004 №8-С 103.

5. Бублик Л.А. Основы военно-патриотического воспитания: Учеб. О-75 пособие для студентов пед. Ин- тов по спец. № 2115 «Преподаватель нач. воен. Обучения и физ. воспитания». – М.: Просвещение ,1988-192с.

6. Быков Л.П. Долгое эхо войны.- М., Сократ, 2005-395 с.

7. Воронова Е.А. Воспитательная работа в современной школе: советы опытного педагога /Е.А. Воронова. -Ростов н /Д: Феникс, 2009.-404 с.

8. Волкогонов Д.А. Феномен героизма:- М,: Политиздат, 1995.-263 с.

9. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика. – М.: Педагогика, 1990-152с.

10. Гасанов З. Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное образование-2005-№ 6-С. 59

 

Приложение 1.

 

Паспорт  проекта« Мы помним всех поименно»

(посвящается ветеранам Великой Отечественной войны г. Карпинска)

Актуальность темы.

В условиях критической ситуации, в которой оказалось молодое поколение, система ценностей, связанных как с лучшими национальными традициями, так и с общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения, оказалась нарушенной.  Это выражается в асоциальном поведении подростков, усугубление молодежной субкультуры и в проявлении неуважения к старшему поколению. Необходимо, чтобы содержание исторического образования было нацелено на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, способствовало формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России, к человеческой личности, правам человека.

Только любовь, осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Цель:

- воспитание чувства уважения и признательности к участникам Великой Отечественной войны.

- укрепление преемственности поколений.

- формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в гордости за свою страну, город, стремлении беречь и приумножать традиции и ценности своего народа, своей национальной культуры.

Задачи:

- привлечение внимания учащихся школы к теме проекта;

- совершенствование информационно- технологических навыков участников образовательного процесса;

- создание условий для творческого общения и сотрудничества участников проекта (учитель, ученик, ветеран).

 Участники проекта: обучающиеся - 4,5,6,7 классы –группа «Поисковики», учащиеся 7-9 классов – группа «Ветеран».

Организаторы: Ушанова В.В. , Шабанова Е.С., Смирнова А.Е.

Продукт проекта:  создание в школьном музее раздела «ВОВ глазами ветеранов», поздравительные открытки, сочинение «Письмо ветерану», агитбригада «Мы-победители».

Условием реализации проекта является системно–деятельностный подход, что предполагает:

•     научение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от поставленной цели до получения оценки результатов);

•        овладение способами организации и проведение–исследовательской работы.

Планируемый результат для обучающихся.

Личностные  результаты.

•   развитию личности в период ранней юности, ее духовно – нравственной, правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении к пожилому поколению, способности к самоопределению и самореализации;

•  освоению системы знаний об обществе, гражданской ответственности, толерантности, уважения к социальным нормам;

• овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных поколений.

•  мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважение к Отечеству, на отношение к человеку, его правам и свободам; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу малой Родины и страны перед нынешним и будущим поколениями.

Метапредметные результаты.

•        способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;

•        овладение различными видами выступлений.

Предметные результаты.

•     знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

•        понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

•        понимание значения коммуникации в межличностном общении;

•    умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать свою точку зрения;

•        знакомство с отдельными приемами и способами преодоления конфликтов.

Разделы

проекта      СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Подготовительный

(сообщение целей и задач проекта)        Формирование у подростков      объективного подхода к историческим событиям в жизни страны, правильного восприятия настоящего и предвидения будущего.

Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства;

Сохранение, распространение и развитие национальных культур, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Планирование и организация деятельности    Развитие самостоятельной деятельности учащихся  по охране памятных мест и памятников истории и культуры родного края; 

         Активизация поисковой работы, запись воспоминаний ветеранов войны и тружеников тыла и составление альбомов, оформление стендов, выставок: « Воины-герои-наша гордость!», «Пишем военные страницы семейных историй».        Реализация запланированной  деятельности   Организация встречи с участниками, ветеранами Великой Отечественной войны. Обращение в редакцию с поздравлениями

Рефлексия  Разработка рекомендации по использованию материалов музея в учебно-воспитательном процессе по основным направлениям:

1) изучение истории и культуры родного края;

2) изучение истории  школы;

План работы группы «Ветеран»

№ п/п         Содержание работы

1.      Организация поисковой работы: сбор информации о ветеранах города.

2.      Проведение беседы, интервью.

3.      Сбор документов о жизни людей в годы ВОВ.

4.      Посещение городского музея зал «Боевая слава»

5.      Оформление стендов в школьном музее.

6.      Конкурс сочинений «Письмо ветеранам» 8 классы

7.      Оформление поздравительных открыток, поделок для ветеранов

8.      Поздравление ветеранов города

9.      Праздничный концерт для ветеранов

                                                         

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК