ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Юшкова Анна Владимировна, воспитатель МАДОУ № 17, 1 КК

Применение современных игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»

Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Познание ребенка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущения и восприятия.

Дети с нарушением зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их признаки и свойства, а нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций осложняет восприятие формы, величины, пространственного расположения частей. Поэтому в период дошкольного детства, который является периодом, наиболее благоприятным для воздействия факторов среды, важно научить их правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства. В процессе восприятия предметного мира дети с нарушением зрения  используют сохранные анализаторы (слух, осязание, обоняние). С их помощью компенсируется и активизируется познавательная деятельность, оказывается влияние на развитие сенсорных эталонов (цвета, формы, величины), осязания и мелкой моторики.

Я работаю в МАДОУ №17 «Серебряное копытце» на разновозрастной группе детей с нарушением зрения. При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.

Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.

В своей работе по развитию осязания и мелкой моторики я применяю современные игровые технологии, а именно нетрадиционные дидактические игры. И мне бы хотелось поделиться своим опытом с Вами.

Игры с прищепками – это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которые являются и тактильным упражнением. Его можно  усложнять, подбирая прищепки по цвету. Дети могут соревноваться, прикрепляя прищепки на скорость, играть в одиночку и в коллективе. Ребенок может группировать прищепки по цвету, по количеству, соотносить с рисунком.

Например, игра «Разноцветные прищепки», способствует развитию ловкости пальцев, силы, точности, глазомера, развитие пространственных ориентировок, а так же  формирование навыков письма.

Описание работы

Ребенок подходит к месту, где будет играть (на ковре, около стола и т.д.), прищепки находятся в корзине. Педагог предлагает ему вынимать прищепки одну за другой и, взяв тремя пальцами, прицеплять на предложенную картинку со следующими заданиями: «Сделай солнышку лучики»; «Укрась бабочке крылья» и т.п.

Игры с прищепками: «Волшебная коробочка», «Наряди елочку», «Разложи по цвету», «Соотнеси прищепку с картинкой» (однотонный цветной силуэт – лягушка, цветок, клубок и др.), «Укрась юбочку подружке (шорты другу)», «Прицепи прищепку по указанию» (салфетка, тряпочки, карточки с различными тематическими рисунками, буквы, цифры).

Игра «Пальчиковый бассейн», укрепляет  и развивает мелкую моторику пальцев рук, повышает чувствительность пальцев; оказывает влияние на сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов (форма, величина, цвет); воспитывает  усидчивость и терпеливость в работе; снимает эмоциональное  напряжение; развивает восприятие, внимание, память, воображение, а так же мелкую моторику рук.

Описание игры: На столе или на полу ставится пластмассовая емкость и баночки с крупой (песком), крышками (…), воспитатель предлагает ребенку опустить руки в «бассейн».

Игры в пальчиковом бассейне: «Искупаем ручки», «Прятки», «Кто быстрее соберет крышки (пробки …)?», «Отгадай что в бассейне» и т.д.

Игры с крышками от пластиковых бутылок, например «Бусы для мамы» учит детей нанизывать цветные крышки от пластиковых бутылок с отверстием на цветной шнурок (проволоку, леску), закрепляет восприятие формы, цвета; развивает мелкую моторику рук, внимание, мышление, речь детей.

Задания:

  • дети нанизывают крышки одного цвета на соответствующий шнурок;
  • ребенок берет любой шнурок и нанизывает на него крышки, чередуя цвета;
  • ебенок нанизывает на шнурок любого цвета крышки по инструкции воспитателя.

Игры с крышками от пластиковых бутылок: «Составь из крышек предмет (узор)», «Нарисуй при помощи крышечек», «Выложи на карточку по образцу», «Построй башенку» и др.

Говоря об играх с крупой, следует отметить, что крупа – это не только ценный пищевой продукт, но и отличный недорогой материал для игр с детьми. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, мелкую моторику, стимулируют процесс их речевого и умственного развития.

Можно организовать игры с манной, гречневой, рисовой, кукурузной крупами, горохом, чечевицей, фасолью. Желательно последовательно познакомить детей разнообразными видами круп (начиная с самой мелкой, обеспечив, таким образом, богатство впечатлений и ощущений). Попробовав разные виды игр, можно остановиться на наиболее полюбившихся ребенку занятиях и, главное, играть в них столько, сколько ему захочется.

Данные игры с крупами обязательно должны проходить под контролем взрослого!

Задания:

  • Ребенку предлагается переложить крупу из одной емкости в другую. Он может это делать как с помощью пальчиков, так и с помощью ложки.
  • Предложите ребенку выложить дорожки из крупы, сравните их по длине.
  • Из фасоли можно выложить различные рисунки – геометрические фигуры, солнышко, цветочек, домик и т. д.
  • Смешайте крупу (фасоль, горох, бобы или фасоль белую и красную) в коробочке и предложите ребенку разделить все по разным емкостям.
  • Массаж для рук. Высыпать разную крупу в тазик (коробочку) и предложить ребенку опустить в нее руки, сжимать и разжимать крупу в кулочках. Также можно спрятать на дно игрушку и попросить ребенка найти ее.
  • На дно тазика с крупой положить плоскую геометрическую фигуру и предложить ребенку нащупать ее пальцами и назвать.

Игры с крупами и рисование на крупе - это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев. Здесь речь пойдет о рисовании на манке. Вместе с тем, рисовать можно на любой крупе вообще, при этом, чем крупнее ее зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время рисования.

Игры с крупой «Доведи до цели», «Сувенир для мамы (…)», «Какая картинка на дне?», «Юные художники», «Найди игрушку» и др.       

Отличительным, универсальным характером этих игр – является нестандартный, бросовой материал, эти игры влияют на психоэмоциональное состояние, направлены на развитие внимания, воображения, мышления, ориентировку в окружающей среде, их можно переносить и играть в разных игровых центрах, как дидактический материал для проведения досугов, физкультминуток, на прогулке. Каждая новая игра входила в жизнь детей в группе, как сюрприз.

Результаты проведения промежуточной диагностики, а именно  улучшение  показателей зрительно-моторной координации на 20% подтверждают, что внедрение данной игровой технологии  повышают способности дошкольников к обобщению, улучшению ориентации в окружающей действительности, согласованности руки и глаза, развитию осязания и мелкой моторики, а так же у детей более успешно проходит формирование сенсорных эталонов.

В дальнейшем это будет способствовать предупреждению ряда трудностей в обучении и обеспечит социальную успешность ребенка в обществе.

Список использованных источников

  1. Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3 – 5 лет:Методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2017. – 64с.
  2. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личности, познавательной , эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс/ авт.-сост. Л.В.Годовникова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2013. – 187с.
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под редакцией Л.И. Плаксиной. - М.:Издательство «Экзамен», 2003.- 256 с.
  4. Плаксина Л.И. Коррекционно-развивающая среда в детских садах компенсирующего вида. — М., 2008.
  5. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, методическое пособие/ Т.А.Грищенко. Москва: Гуманитарный изд. центр ВАЛДОС, 2014, – 96с.
  6. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы/ Сост. Н.В.Нищева. – Спб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://nsportal.ru/

2. http://www.numama.ru/

3. http://www.clubochek.ru/

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК