ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Занина Екатерина Андреевна, воспитатель МБДОУ № 2, 1 КК

«Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как средство познания закономерностей и явлений окружающего мира»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире  что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В.А. Сухомлинский.

 Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость.

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», - утверждают педагоги – практики.

Результаты научных исследований (Ю.К. Бабанский, Н.Н. Поддъяков, А.К. Савенков) показывают, что дошкольники могут успешно познавать не только внешние, видимые свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.

Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п.2.6) нацеливает содержание образовательной области «Познавательное развитие» на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

В соответствии с ФГОС организация сопровождения детей с тяжёлыми нарушениями речи требует использования специальных методов и  приёмов. Несмотря на достаточное количество научных работ, статей по данной теме, поиск инновационных технологий становится приоритетной задачей для меня, как педагога.

ФГОС ДО подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности. Организация совместной с взрослым и самостоятельной опытно – экспериментальной деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия.

Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытно – экспериментальная  деятельность.

Цель работы: развитие познавательных интересов у детей старшего

дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

посредством опытно – экспериментальной деятельности.

Для достижения цели были определены следующие задачи профессиональной деятельности:

1. Развивать познавательный интерес у старших дошкольников с ТНР с    

помощью экспериментирования.

2. Формировать умение общаться, договариваться со сверстниками и

взрослыми; помогать друг другу.

3. Воспитывать любовь к окружающему миру посредством опытно –

экспериментальной деятельности.

Я работаю на группе детей с тяжёлыми нарушениями речи. НОД ведётся по лексико – тематическому планированию.

Во время проведения НОД дети проявляют большой интерес к экспериментальной деятельности, проведению опытов, к долгосрочным наблюдениям – экспериментам. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это развивает  умение строить сложные предложения, делать выводы.

Теоретической базой моей работы являются исследования Н.Н. Поддъякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования.

Мною была подобрана серия экспериментов с объектами живой и неживой природы, которые использовала и использую в работе с детьми.

В ходе экспериментов обогащается опыт детей, они практически осваивают свойства и качества материалов, активно участвуют в исследовании различных проблемных ситуациях.

Во время совместного экспериментирования мы с детьми  ставим цель, определяем этапы работы, делаем выводы.

В ходе деятельности дети выделяют  последовательность действий, отвечают на вопросы: «Что мы делали?», «Что получили?», «Почему так, а не иначе?», «Что получилось, а что нет?»

Эксперименты с детьми провожу в ходе НОД,  в свободной самостоятельной деятельности, и возникшие неожиданно. Дети с большим удовольствием проводят опыты с объектами неживой и живой природы.

Например: опыт  проводился  по вопросам детей. Зимой дети пришли в группу и на стёклах увидели красивые узоры.  Взяли лупы и стали рассматривать узоры на стёклах. Оказалось, что узоры состоят из снежинок.

Дети рассматривали энциклопедии, альбомы, использовали ИКТ.
Дети узнали, что снежинки – это кристаллы льда, точнее – сростки простых кристаллов льда – иголочек и пластинок.

С детьми просматривали презентацию «Кристаллы», в которой были представлены фотографии кристаллов, пещеры с свисающими со  стен кристаллами. Детям стало еще интересней, что такое кристаллы и как они образовываются? Так и родилась тема исследования: «Как вырастить кристаллы?».

Выдвинули гипотезу: что кристаллы соли могут появиться при создании определенных условий. Кристаллы можно вырастить в группе детского сада.

С чего начались наши исследования? Сначала через опытно – экспериментальную деятельность мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус солёная, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая, растворяется в воде; затем выяснили, что при испарении солёной воды получаются кристаллы; в третьем опыте стали выращивать кристаллы соли при использовании шерстяных ниток. Дети были удивленны, что через три дня на шерстяных ниточках появились первые кристаллы.

    В дальнейшем они сделали выводы, что поваренная соль состоит из кристаллов; при соприкосновении кристаллов соли с водой, они растворяются; по мере того, как вода испаряется, соль снова образует кристаллы; в группе детского сада можно вырастить кристаллы при необходимых условиях: наличие насыщенного солевого раствора и шерстяной ниточки.

Долгосрочным экспериментом была посадка семян свёклы, и дети хотели узнать, можно ли вырастить корнеплод свёклу в осеннее – зимний период в групповой комнате детского сада. С октября по март месяц ребята наблюдали за прорастанием семян в двух контейнерах: из-под торта и сока. Все результаты фиксировались в дневник наблюдений. Дети пришли к выводу, что вырастить именно корнеплод свёклу в групповой комнате невозможно, потому что для растения жизненно необходимы почва, свет, влага, тепло.

Важное место занимала работа над проектами: «Король на столе», « Белка – пушистик», «Свёкла – вкусный корнеплод, всегда радует народ».

Положительным результатом работы в течение пяти лет является участие воспитанников в городских и региональных конкурсах детских исследовательских и творческих проектах, где дети занимают призовые места.

Таким образом, результаты проведённой работы с детьми показали, что применение экспериментирования оказывает влияние на:

- интеллектуальное развитие детей (обогатился запас знаний и представлений об окружающем мире);

- уровень развития познавательной активности, исследовательских умений и навыков детей (видят, определяют проблему, анализируют объект, решают проблему, ставят гипотезы, делают выводы);

- речевое развитие (обогатился словарный запас, умеют правильно строить сложные логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы;

- личностные характеристики (проявляют инициативу и самостоятельность, умеют сотрудничать, отстаивают свою точку зрения, согласовывают её с другими).

Проанализировав результаты проведенной работы, убедилась в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности.

Опытно – экспериментальная деятельность является  эффективной и необходимой для познания закономерностей и явлений окружающего мира в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК