ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Верещагина Евгения Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 2, 1 КК

«Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники изодеятельности»

Проблема обучения детей с ОВЗ становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с особыми образовательными потребностями нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования.

Среди детей с особыми образовательными потребностями особое место занимают дети с нарушением интеллекта.

Под нарушением интеллекта ( умственная отсталость) отечественными специалистами понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга(наследственного или приобретенного).Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются более всего на моторно-двигательном развитии детей.

Особенно это заметно в развитии как общей, так и мелкой моторики. Движения пальцев рук у детей неуклюжи, не скоординированы, их точность и темп нарушены. Развитие ручной моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно - развивающую направленность. Развитие ручной моторики тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка.

У этих детей хватание без специального воздействия не возникает, что в сочетании с физиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений и навыков. Разнообразие форм хватания - от подгребания до пальцевого захвата - формируется только при непосредственном участии взрослого.

В нашу группу поступают дети разные как в психическом, так и физическом развитии. Это дети с проблемами в интеллектуальном развитии, дети с двигательными нарушениями разной степени выраженности; с нарушениями сенсорных систем (слуха, зрения) и речи.

Работа с детьми в нашей группе ведется по всем образовательным областям с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Особое внимание я уделяю развитию мелкой моторики руки ребенка. Ведь зачастую дети не могут выделить один из пальчиков, захватить мелкие предметы и сыпучие материалы и др.

Одним из наиболее близких и естественных видов деятельности для дошкольника является изобразительная деятельность.

Но, как правило, занятия в учреждении чаще сводятся к стандартному набору изоматериалов и традиционным способам передачи полученной информации. Традиционные способы и техники рисования подразумевают овладением изображения предметов тонкими линиями при помощи кисти. Для детей эта методика является сложной. В итоге - эстетически плохо выполненный рисунок и потерянный интерес к данной деятельности.

Опробуя на практике разные методики и техники, я пришла к выводу, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет достигнуть наилучших результатов в развитии мелкой моторики.

Обучение детей с применением нетрадиционных техник, я рассматриваю как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов изображения объекта, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений.

Также работа с нетрадиционными техниками стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской или пластилином, боязнь не справиться с процессом.

Учитывая выше сказанное, опираясь на программу Е.А. Екжановой, Е.А.Стребелевой «Коррекционно-развивающее воспитание и обучение» я ставлю такие задачи.

Задачи:

1. Научить детей захватывать предметы с учетом их свойств и величины разными типами хватания

2. Формировать умение оперировать каждой рукой, кистью руки, выделять каждый палец в отдельности

3. Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, умение доводить начатое дело до конца

4.Формировать зрительное и тактильно-двигательное восприятие

В основном, мною используются следующие нетрадиционные техники:

• Рисование пальчиками,

• Рисование ладошкой,

• Рисование ватными палочками;

• Аппликация сыпучими материалами (солью, манкой, песком);

• Выкладывание крупами и семечками на пластилине.

Хотелось бы рассказать немного о каждой из них.

• Рисование пальчиками

Ребенок опускает пальчик в гуашь или набирает пальчиковую краску и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

• Рисование ладошкой

Ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы, руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

• Аппликация сыпучими материалами(солью, манкой, песком)

Заранее подготовить рисунок на картоне. Ребенок обводит контур рисунка, его часть клеем ПВА или клейстером. Пока клей не высох засыпаем его сыпучим материалом. Затем рисунок переворачиваем, ссыпая лишнюю соль, манку и т.д.

• Выкладывание крупами и семечками на пластилине

Заранее размазать пластилин по картону. Ребенок выкладывает крупу, семечки по контуру простого предмета или по замыслу.

В процессе манипуляции с нетрадиционными материалами идет естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцев рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Анализируя результаты проводимой работы, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных техник изодеятельности заметно развивает мелкую моторику пальцев рук.

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК