ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Щербинина Татьяна Владимировна, учитель - логопед МБДОУ № 2, 1 КК

«Создание развивающей игровой среды в группе детей с тяжёлыми нарушениями речи»

В настоящее время образование становится качественно иным: оно ориентируется не столько на запрос государства, сколько на учет запросов всех участников образовательных отношений, включая изучение образовательных потребностей обучающихся и их индивидуальных особенностей.

Дети с тяжелыми нарушениями речи представляют собой сложную гетерогенную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнородным уровнем психофизического развития. Это определяет различные возможности детей в овладении навыками речевого общения.

Основной целью образовательного учреждения является осуществление коррекционно-развивающей деятельности и создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, - воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи.

В начале учебного года педагоги группы проводят комплексную диагностику индивидуального развития детей. Воспитатель в ходе наблюдений изучает и выявляет интересы, потребности, склонности воспитанников к разным видам детской деятельности. Учитель-логопед обследует познавательно-речевое развитие детей. Количественный и качественный анализ результатов мониторинга на начальном этапе коррекционной работы показывает, что низкий уровень развития всех компонентов речевой системы имеют более 90% детей в возрасте четырех лет. Экспрессивная речь детей с общим недоразвитием речи служит средством общения лишь в особых условиях. Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, не сопровождают рассказом игровые ситуации, что обуславливает сниженную коммуникативную направленность их речи. Таким образом, возникает необходимость создания развивающей среды, обеспечивающей возможности для  позитивной социализации, речевого и личностного развития каждого ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Организация развивающей игровой среды предполагает зонирование пространства группового помещения. Всё оборудование и материалы размещаются в так называемых «центрах», принципом отбора которых выступает полнота различных видов детской  деятельности.

В логопедической группе созданы центры для сюжетно-ролевых, строительных игр, исследовательской, творческой деятельности, а также уголок любимых книг и уголок уединения. Виды центров в течение года изменяются в зависимости от интересов и потребностей детей, материалы в них дополняются, заменяются по мере необходимости.

Одним из средств взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя является речевой центр. Зона речевого развития соответствует общему оформлению группы и наполнена дидактическими пособиями, наглядным материалом. Содержание речевого уголка включает:

 - зеркало для выполнения артикуляционной гимнастики;

 - пособия для выработки направленной воздушной струи;

 - шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты для развития фонематического слуха;  индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа, схемы слова, звуковые дорожки, звуковая лесенка;

 - мелкие игрушки, предметные, сюжетные картинки, различные виды театров, логопедические альбомы для автоматизации звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, логопедическое лото;

 - сухой бассейн, камешки Марблс, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры, мозаики, игры-шнуровки  для развития мелкой моторики;

 - сюжетные картинки, мнемотаблицы, иллюстрации для развития связной речи.

Совместная деятельность с воспитателем и сверстниками в речевом центре позволяет ребенку закреплять речевые навыки не только в непосредственно – образовательной деятельности, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие активности и самостоятельности, формирует чувство защищенности.

Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку, предоставляет ребенку свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений. Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе.

Реализация педагогами технологии развивающих игр способствует развитию у детей дошкольного возраста воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, усвоения сенсорных эталонов. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, а также обогащают словарный запас прилагательными (красный, синий, круглый, треугольный, квадратный). Выкладывание фигуры животного, предмета может сопровождаться стихотворением, которое ребенок в процессе игры заучивает.

В онтогенезе, усваивая язык как общественно фиксированную систему, ребенок одновременно с языком овладевает логической формой и операциями мышления. Игры Воскобовича направлены на развитие способности к анализу, синтезу и формирование причинно-следственных связей. С помощью одной игры решается большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Эффективным средством интеллектуального развития дошкольников с ТНР является технология ТИКО-моделирования, реализация которой может происходить во всех образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора;

- речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, навыков словообразования, формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности);

 - художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора;

- физическое развитие: координация движений, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.

В течение дня дети часто выступают инициаторами различных игр. В этом случае педагоги поддерживают инициативу и в игровом взаимодействии с ребенком стимулируют речевую и познавательную активность. Если у ребенка отсутствует речь, то педагог сам оречевляет все действия и привлекает малыша к соучастию в драматизации сказки, в сюжетно-ролевой игре, в строительстве башни и т. п.

Опыт использования компьютерных программ (портал Мерсибо: интерактивные игры для детей) показал, что применение информационных технологий в коррекционно-развивающей  работе повышает интерес детей к логопедическим занятиям, ускоряет процесс закрепления речевых навыков, способствует развитию познавательных способностей.

К концу учебного года наблюдается положительная динамика в речевом развитии каждого ребенка. Дети активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми, участвуют в совместных играх. Словарный запас детей значительно обогатился, формируется фразовая  речь, которая служит средством общения. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них.

Таким образом, правильно организованная развивающая среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, а также способствует реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию и индивидуальных особенностей.        

 

 

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК