ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Кашина Ирина Николаевна, учитель - дефектолог МАДОУ № 17, Б/К

«Конструирование как средство коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

В последнее время в педагогике активно обсуждается проблема инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Под инклюзивным образованием понимается процесс развития общего образования, который подразумевает более гибкий подход к преподаванию и обучению для удовлетворения различных  потребностей детей в обучении. Исходя из целеполагающих идей инклюзивного образования, предполагается и существенное обновление подходов к организации и содержанию образовательных услуг для детей дошкольного возраста с ОВЗ, в том числе с нарушениями зрения, слуха и речи.

В психолого - педагогической литературе, как в общей, так и специальной, рядом исследователей (Г.В. Никулина, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева) подчеркивается ведущая роль зрения и зрительного восприятия в психическом развитии детей дошкольного возраста и готовности их к школьному обучению. В тоже время они отмечают, что нарушение зрения негативно влияет на способность отражения окружающей действительности, снижает познавательную, двигательную активность детей, затрудняет процесс формирования предпосылок учебной деятельности.

 Результаты педагогического обследования детей с нарушением зрения  посещающих группу для детей с косоглазием и амблиопией МАДОУ № 17 «Серебряное копытце» за последние годы показали, что более чем у 70% воспитанников отмечаются особенности зрительного восприятия, которые  заключаются в сниженной активности восприятия, неполноте, неточности отражения, ограниченной избирательности, слабой апперцепции, затруднениях в осмыслении и обобщении воспринимаемого (Е.Н. Подколзина «Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением речи, И.Н. Мигунова «Педагогическая диагностика развития зрительного восприятия дошкольников»). Данные результаты натолкнули меня на необходимость поиска действенного средства коррекции вышеперечисленных особенностей. Исследования психологов показали: формирование личности ребенка происходит в присущих ему деятельностях - изобразительной, конструктивной, прежде всего в игре (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец). Опираясь на данные исследования свой выбор, я остановили на конструировании, предположив, что данный вид  деятельности дошкольников способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (форма, цвет, размер). Манипулирование материалом для конструирования в большей степени, чем другие виды деятельности, способствует становлению зрительно - моторной координации, совершенствованию целенаправленных действий с предметами на основе сочетания зрительного и тактильного восприятия, навыков ориентирования в микропространстве со зрительным контролем.  И прежде всего, конструирование, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста. Свою работу я выстроили с учетом  методических рекомендаций «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения в процессе обучения кон­струированию» (Л.Ремизова), а так же опираясь на программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И.Плаксиной.

Так как обучение детей с нарушением зрения конструированию  имеет своеобразный характер,  работу я начали с внедрения специально подобранных дидактических игр и упражнений. На данном этапе работы я поставили перед собой цель – выявить имеющиеся у детей знания, умения и навыки, а так же подготовить  к непосредственной образовательной деятельности.

В ходе упражнений и игр   дети знакомятся  с различными объемными и плоскостными формами, учатся действиям сопоставления, выбора по образцу, вычленения из частей из целого, определения формы каждой из них, мысленного расчленения сложной формы на составные части, установления расположения частей относительно друг друга и относительно линии горизонта и т. д.  Дети также учатся сравнивать однородные предметы по величине, форме, пользуясь действиями накладывания и прикладывания, моделировать пространственные отношения между предметами в процессе непредметного конструирования, а также анализировать образец в процессе ориентировочной деятельности.

Большое значение имеют упражнения с различными пространственными признаками и свойствами объектов, решение задач на пространственную ориентировку, определение местоположения, взаимосвязи, отношений и т.д.

Особое внимание  уделяется развитию словесной ориентировки: ребенок должен учиться рассказывать о своих действиях.

После решения задач первого этапа (подготовительного)  переходим непосредственно к конструированию.

Исходя из  программы  все  задания по конструированию делятся на три группы.

1. Задания на преодоление трудностей в обучении конструированию, вызванных индивидуальными особенностями детей с нарушением зрения.

2. Задания на устранение пробелов в программных конструктивных знаниях, умениях, навыках.

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК