ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Репина Вера Андреевна, музыкальный руководитель групп раннего возраста МБДОУ № 22, 1 КК

«Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС».

«Для ребёнка нет ничего естественнее,

 как развиваться, формироваться,

 становиться тем, что он есть

 в процессе исследовательской деятельности»

 С.П.Рубинштейн

        Развитие музыкального опыта детей - актуальная проблема для всего периода дошкольного детства. Взрослеющий ребенок так же нуждается в обогащении и совершенствовании музыкального опыта, как и малыши, только что открывающие мир звуков и музыки. Важность такой работы в педагогическом процессе ДОУ обоснована отечественными и зарубежными теориями воспитания и развития ребенка-дошкольника.

        В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

        Основные задачи:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- развитие восприятия музыки;

- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

        Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка:

- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности;

- обладает установкой положительного отношения к миру;

- обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности,

- использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

- подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и воспитанников должно быть направлено на приобретение опыта у детей в музыкальных видах деятельности.

        При этом педагогу необходимо:

- учитывать образовательные потребности и самих детей, и их родителей;

- формировать и поддерживать положительную самооценку воспитанников;

- использовать такие формы и методы работы, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка.

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребёнка дошкольника?

        Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается, как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

        По мнению академика Н.Н.Подъякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения.  Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Маленькие дети любознательные. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и педагогов, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?», «А как звучит музыка?» и т. п.

         В музыкальном образовании процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребёнка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков, ассоциаций при работе со звуками (шелест листьев - воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы - постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

         Реализация технологии в соответствии с рекомендация ми авторов происходит в несколько этапов. Так как в нашей ДОО невозможно растянуть этапы на несколько лет, то все они проходят параллельно в течении одного года. На первом этапе осуществляется  активизация и обогащение звукового опыта детей в процессе организации тематических заданий: «Знакомимся со звуками, которые живут в доме», «Знакомимся с голосами природы» (Например голоса зверей и птиц), а так же разрабатывается индивидуальные маршруты развития интереса к музыке для каждого ребенка.

         Работу необходимо осуществлять с игровых действий на воспроизведение детьми немузыкальных звуков, используя игрушки мягкие, резиновые, изображающие зверей, бумагу, крышки от кастрюль, карандаши, тазики и любые другие предметы.

        Обогащение музыкального опыта детей раннего возраста эффективно осуществляется в процессе синтеза музыки  с игровой деятельностью при использовании малых форм устного народного творчества (сказок, попевок, потешек, народных песенок, прибауток).

        С целью обогащения эмоционально - чувственной сферы воспитанников разнообразными впечатлениями необходимо включать детей в активный процесс восприятия музыки, который предполагает прослушивание музыкальных произведений при одновременном показе игрового действия и выполнения детьми танцевальных движений и  игровых действий.

        Второй этап предполагает развитие у детей интереса к музыке и использования накопленного музыкального опыта в развивающих упражнениях  при организации  совместной деятельности с педагогам.

      Третий этап предполагает организацию  самостоятельной деятельности детей с использованием накопленного музыкального опыта.

       В музыкальном центре активности происходит самостоятельная работа воспитанников с детскими шумовыми музыкальными инструментами, а так же с музыкальными игрушками.

        Четвёртый этап предполагает организацию работы с родителями по обогащению музыкального опыта детей раннего возраста.

        Для успешной реализации данного этапа в течении всего года с целью повышения педагогической культуры семьи в вопросах музыкального опыта и развития детей раннего возраста целесообразно организовывать:

- родительские собрания

- индивидуальные и групповые консультации

- мастер - классы

- круглые столы

- подготовка рекомендаций по обогащению музыкального опыта в семье, основанные на результатах диагностики.

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК