Репина Вера Андреевна, музыкальный руководитель групп раннего возраста МБДОУ № 22, 1 КК
«Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего возраста в соответствии с ФГОС».
«Для ребёнка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть
в процессе исследовательской деятельности»
С.П.Рубинштейн
Развитие музыкального опыта детей - актуальная проблема для всего периода дошкольного детства. Взрослеющий ребенок так же нуждается в обогащении и совершенствовании музыкального опыта, как и малыши, только что открывающие мир звуков и музыки. Важность такой работы в педагогическом процессе ДОУ обоснована отечественными и зарубежными теориями воспитания и развития ребенка-дошкольника.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Основные задачи:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- развитие восприятия музыки;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка:
- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности;
- обладает установкой положительного отношения к миру;
- обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности,
- использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и воспитанников должно быть направлено на приобретение опыта у детей в музыкальных видах деятельности.
При этом педагогу необходимо:
- учитывать образовательные потребности и самих детей, и их родителей;
- формировать и поддерживать положительную самооценку воспитанников;
- использовать такие формы и методы работы, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка.
Какую роль играет экспериментирование в развитии ребёнка дошкольника?
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается, как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
По мнению академика Н.Н.Подъякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения. Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Маленькие дети любознательные. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и педагогов, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?», «А как звучит музыка?» и т. п.
В музыкальном образовании процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребёнка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков, ассоциаций при работе со звуками (шелест листьев - воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы - постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
Реализация технологии в соответствии с рекомендация ми авторов происходит в несколько этапов. Так как в нашей ДОО невозможно растянуть этапы на несколько лет, то все они проходят параллельно в течении одного года. На первом этапе осуществляется активизация и обогащение звукового опыта детей в процессе организации тематических заданий: «Знакомимся со звуками, которые живут в доме», «Знакомимся с голосами природы» (Например голоса зверей и птиц), а так же разрабатывается индивидуальные маршруты развития интереса к музыке для каждого ребенка.
Работу необходимо осуществлять с игровых действий на воспроизведение детьми немузыкальных звуков, используя игрушки мягкие, резиновые, изображающие зверей, бумагу, крышки от кастрюль, карандаши, тазики и любые другие предметы.
Обогащение музыкального опыта детей раннего возраста эффективно осуществляется в процессе синтеза музыки с игровой деятельностью при использовании малых форм устного народного творчества (сказок, попевок, потешек, народных песенок, прибауток).
С целью обогащения эмоционально - чувственной сферы воспитанников разнообразными впечатлениями необходимо включать детей в активный процесс восприятия музыки, который предполагает прослушивание музыкальных произведений при одновременном показе игрового действия и выполнения детьми танцевальных движений и игровых действий.
Второй этап предполагает развитие у детей интереса к музыке и использования накопленного музыкального опыта в развивающих упражнениях при организации совместной деятельности с педагогам.
Третий этап предполагает организацию самостоятельной деятельности детей с использованием накопленного музыкального опыта.
В музыкальном центре активности происходит самостоятельная работа воспитанников с детскими шумовыми музыкальными инструментами, а так же с музыкальными игрушками.
Четвёртый этап предполагает организацию работы с родителями по обогащению музыкального опыта детей раннего возраста.
Для успешной реализации данного этапа в течении всего года с целью повышения педагогической культуры семьи в вопросах музыкального опыта и развития детей раннего возраста целесообразно организовывать:
- родительские собрания
- индивидуальные и групповые консультации
- мастер - классы
- круглые столы
- подготовка рекомендаций по обогащению музыкального опыта в семье, основанные на результатах диагностики.