ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Ледянкина Светлана Николаевна, воспитатель МАОУ СОШ № 5 (ДС), 1 КК

    Детское экспериментирование - основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В.А. Сухомлинский

        Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. «Любознайка», «Почемучка» - так можно назвать любого современного ребенка. Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия. Ребёнок – исследователь по своей природе. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

Актуальность: «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования - наблюдая, ставя эксперименты, делая н их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков)

Цель: развитие познавательных интересов дошкольников через самостоятельную  исследовательскую деятельность.

Задачи познавательно -исследовательской деятельности:

-расширять представления детей об окружающим мире;

-научить планированию, поиску и умению делать выводы;

-развивать связную речь;

-создание условий для свободного исследования и экспериментирования;

-создание благоприятных условий для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности;

-вовлекать родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

        В группе организована развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию познавательных интересов: центр исследовательской деятельности мини-лаборатория «Любознательный гномик». Оборудование для исследовательской деятельности:

1. Различные емкости.

2. Мерные ложки, ситечки, воронки разного размера, перчатки.

3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

4. Резиновые груши разного размера.

5. Пластиковые, резиновые трубочки.

6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

7. Пластиковые контейнеры.

8. Рулетка, линейка.

9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, свечи, термометр.

11. Цветные прозрачные стеклышки.

12. Лупы, зеркала, магниты.

13. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.

Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, шоколад. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).

Материал, подлежащий исследованию.

Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

При оборудовании мини-лаборатории учитывала следующие требования:

– безопасность для жизни и здоровья детей;

– достаточность;

– доступность расположения.

Правила безопасности

1. Работа под наблюдением взрослого.

2. Сначала спроси – потом экспериментируй.

3. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

4. Грязными руками не трогать глаза.

5. Не брать ничего в рот.

         Материалы, находящиеся  в мини-лаборатории,  распределены по разделам:«Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»; находятся в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном  количестве. Мини-лаборатория разделена на «Кладовую гномика-самоцветика», «Юный почвовед», «Капелька», «Юный геолог», Цветик-семицветик». Работа в детской лаборатории началась с экскурсии, во время которой дети знакомились с «Любознательный гномиком» ее хозяином с оборудованием и правилами поведения. Показывал забавные опыты.

        Кроме « любознательного  гномика» к детям в лабораторию «заходили» его внук  Почемучка, Капелька, «залетал» галчонок Любознайка, «приплывала» Золотая рыбка и  другие известные детям персонажи. После проведения экспериментов у детей возникло множество вопросов, в основе которых  лежал познавательный мотив. Дети задавали вопросы Гномику, а он либо присылал им в группу книгу или подсказку, либо предлагал спросить у папы и мамы, а затем рассказать всем детям, но некоторые детские  вопросы становились темами очередных встреч с ними в лаборатории. Работа в лаборатории находила отражение и в творческой деятельности детей. Так, после проведения экспериментов со звуком мы создавали с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала. При знакомстве со свойствами воздуха при помощи мыльных пузырей мы создавали  замечательные шедевры - рисунки. Элементарные эксперименты могут быть самыми различными: это опыты с объектами живой и неживой природы.

        Следует отметить, что при проведении опытов с объектами живой природы я придерживаюсь главного правила: «Не навреди». Вся система работы с детьми должна  быть направлена на развитие желания проявлять интерес к объектам живой и неживой природы через наблюдения и экспериментирования ,. научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать. Я стараюсь сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, но как это сделать? Поэтому в работе с детьми испольуются различные формы, методы и приемы работы: наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки и т. д.

Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов от «простого к сложному». Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы проходит в несколько этапов.

1.Знакомство с водой.

2.Наблюдение за экспериментами с водой.

3.Занятие «Волшебное превращение».

4.Опыт «Взаимодействие воды и снега».

5.Занятие «Интересное знакомство». Организую игры-экспериментирования с разными материалами:

- игры с песком и снегом («Лепим колобки», «Делаем фигурки», «Делаем дорожки и узоры из песка», «Цветной снег», «Разные ножки бегут по дорожке»);

– игры с водой и мыльной пеной («Веселые путешественники», «Веселые

кораблики», «Нырки», «Вот какая пена!», «Бульбочки»);

– игры с бумагой («Снежки», «Блестящие комочки», «Бумажный вихрь»);

– игры с тенью.

        При знакомстве со свойствами песка дети рассматривают песок через лупу, наблюдают и описывают крупинки. Затем устраивают «бурю в пустыне», дуя через трубочку в банку с песком. Детям также очень нравятся эксперименты, на которых они знакомятся с магнитом и его свойствами.

        Проводили интересные эксперименты: выращивали плесень, кристаллы из сахара и соли, с растениями где быстрее растут растения в темном или светлом месте,делали бумагу,рисовали мыльными пузырами, искусственный снег, узоры на молоке и многое другое. При изучении человека дети с интересом проводили опыты, рассматривали  кожу в лупу, изучали пальцевые рисунки, делали отпечатки пальцев и рассматривали их, проверяли кожную чувствительность. При проведении НОД по экспериментированнию использую мультимедийные ресурсы ( презентации, разрабатываю игру на интерактивной доске  « Звуки воды», использовала  «биботы»).

        Проведен  мониторинг, по  методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой диагностическим   инструментарием является  («Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности дошкольного возраста» Под  редак. О.В. Дыбиной.) Диагностика была проведена в форме: 1.Игры- упражнения, игры- эксперименты « Исследователь природы», « Самый внимательный» и т.д. 2.Беседа с детьми по картинкам. 3. Игровые ситуации. (приложение).

        У воспитанников возрасла познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Выявлена положительная динамика в познавательном-исследовательском развитии воспитанников возраста» .

Младшая группа средний-15%, низкий-85%.

Средняя группа высокий-19,1%, средний-23,8%,низкий-57,1%.

Старшая группа высокий 20%, средний- 60%, низкий-20%.

На каждое исследование я составляю план деятельности:

- выбираю объект исследования;

- подбираю оборудование;

- прогнозирую результат;

- определяю последовательность действий;

- вспоминаем с детьми правила безопасности;

- провожу эксперимент;

- фиксируем с детьми результат (вывод).

        После исследования я даю детям задание, например: сделать зарисовку, понаблюдать, принести для коллекции, сочинить сказку, задать вопрос маме или папе и пр. Родителей я тоже привлекаю принять участие в открытии выставка мыло найти как можно больше предметов из глины,  повторить опыт дома и т.д. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.

          Как показывает практика, приобретённый в дошкольном возрасте опыт поисковой и экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем - в школьные годы.

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК