ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Сальников Евгений Олегович, учитель физической культуры МАОУ СОШ № 5, 1 КК

«Игровой метод на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста как средство формирования универсальных учебных действий»

Значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и роль образовательных учреждений в ее разрешении подчеркивается в ст. 84 Федерального закона «Об образовании в РФ», в которой сказано, что реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.

Перед педагогом при решении воспитательных, образовательных задач и задач физического развития в процессе физического воспитания, спортивной тренировки особое зна­чение приобретают способы применения избранных средств, которые по­могут более успешно и продуктивно их достигнуть. Одним из методов физического воспитания является игровой метод.

В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности. И поэтому уроки физической культуры должны быть интересными и содержательными.

Настоящее исследование проводилось в форме педагогического эксперимента по применению игрового метода в занятиях физической культурой с детьми младшего школьного возраста.

Проведенный педагогический эксперимент имел своей целью подтверждение либо опровержение гипотезы о том, что игровой метод на занятиях по физической культуре с младшими школьниками оказывает положительное влияние на развитие их физических качеств, повышает интерес к занятиям физической культурой и способствует формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни. В педагогическом эксперименте приняли участие учащиеся двух 2 классов общеобразовательной школы № 5 г. Карпинска. Во 2 «Б» классе уровень физической подготовленности учащихся был выше, чем во 2 «В» классе.

По окончанию педагогического эксперимента были получены следующие результаты:

- был отмечен рост уровня развития физических качеств, как во 2 «Б» классе, так и во 2 «В» классе, т.е. подтверждается первая часть гипотезы настоящего исследования;

- во 2 «Б» классе, где уровень физической подготовленности учеников был выше, повышение физических качеств произошло более низкими темпами, чем во 2 «В» классе, ученики которого были менее подготовлены к физическим нагрузкам.

Полученные результаты указывают на необходимость пересмотра и усложнения комплекса упражнений вводной части урока и полосы препятствий, используемой в основной части урока, для учеников 2 «Б» класса с более высоким уровнем физической подготовленности. Следовательно, применение игрового метода в занятиях физической культуры с детьми младшего школьного возраста будет достигать своей цели и способствовать физическому развитию учащихся при выполнении определенных условий. Во-первых, педагог должен организовывать игровую деятельность на каждом  уроке физической культуры с учетом уровня физического развития учеников, с  постепенным  возрастанием  объема и  интенсивности физических нагрузок. Во-вторых, необходима адекватная оценка и своевременное поощрение достигнутого уровня выполнения упражнений не только сильных учеников, но и учащихся со средним и низким уровнями подготовленности, но сумевших добиться улучшения своих результатов.

Вторая часть исследования о том, что игровой метод повышает интерес к занятиям физической культурой и способствует формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни, нашла свое подтверждение в следующих данных, полученных в результате опроса: 100% учащихся считают занятия физической культурой интересными и полезными; 69% учащихся 2 «Б» класса и 56% учеников 2 «В» класса занимаются спортом в свободное от учебы время и посещают различные секции; 19% учащихся 2 «Б» класса и 31% учеников 2 «В» класса имеют намерение записаться в спортивные секции в ближайшем будущем.

В качестве дополнительных рекомендаций по применению игрового метода в занятиях физической культурой и спортом приведены:

- необходимость модифицирования и модернизации формы игрового метода в зависимости от задач занятия, формы построения занятий и имеющихся условий; недопущение механического переноса моделей игр из пособий и сборников в практику учебной работы;

- возможность использования сюжетных полос препятствий - круговых тренировок с различными тренажерами;

- проведение игр-квестов с обучающимися;

- обязательность проведения упражнений на осанку в начале и в конце занятий;

- разъяснение необходимости выполнения в домашних условиях упражнений на развитие силы, гибкости и других качеств;

Также дан ряд рекомендаций для развития быстроты движений, тренировки скоростно-силовых качеств, выносливости, ловкости, внимания и памяти.

Таким образом, задачи исследования полностью решены, поставленная цель достигнута, а гипотеза нашла свое подтверждение в ходе проведенного педагогического эксперимента.

 

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК