ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Телицына Елена Александровна, учитель химии и биологии МАОУ СОШ № 16, ВКК

«Формирование критического мышления обучающихся в условиях реализации новых образовательных стандартов»

Условия, в которых происходит становление личности детей и подростков определяются приоритетами и рисками информационного общества. Объем информации постоянно увеличивается, поэтому выпускник школы никогда не будет владеть таким количеством знаний, которых бы ему хватило на всю жизнь. Более того, большая часть из того, что мы знаем сегодня, уже через 10 – 15 лет станет неточным и устаревшим. Сегодняшним ученикам придётся самостоятельно их обновлять и наращивать, и этот процесс будет постоянным. Поэтому главная задача образования на современном этапе научить детей учиться и критически осмысливать полученную информацию.

Одним из путей решения этой задачи является использование в учебном процессе технологии развития критического мышления (ТРКМ). Применение данной технологии позволяет педагогам школы более продуктивно выстраивать образовательную деятельность, т.к. приемы и методы  ТРКМ обеспечивают преемственность между начальной и основной образовательными ступенями, а также согласуют взаимодействие учителей – предметников ШМО «Естественные науки».

Критическое мышление – это способ оценивать информацию, анализировать, обосновывать суждения, формулировать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знания в любой учебной и жизненной ситуации.

Использование ТРКМ в учебном процессе обеспечивает развитие всех групп универсальных учебных действий. Познавательные УУД: формулирование проблемы, осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий, поиск разнообразных способов решения задач, выделение существенной информации, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем;  регулятивные УУД: умение применять и сохранять учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения своих действий;  коммуникативных УУД: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, формулирование собственного мнения (позиции), умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, построение понятных для партнера высказываний.

Опыт критического мышления незаменим для того, чтобы обеспечить социализацию ребенка, успех которой во многом определяется его умением критически осмысливать ситуацию, собственные поступки, а также взгляды и действия других людей. Такие умения особенно актуальны в условиях современной действительности.

Ведущим направлением деятельности в применении ТРКМ становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний и опыта, а также поиск недостающего знания для решения поставленных задач. Это, в свою очередь, потребует системной организации учебной деятельности школьников.

Структура данной технологии органична и естественна, т.к. соответствует основным этапам когнитивной деятельности и состоит из трех основных стадий – стадия вызова, стадии реализации смысла и рефлексии.

На первой стадии осуществляется пробуждение интереса к предмету изучения, постановка проблемы, основная цель заключается в том, чтобы показать обучающимся, что их знания по какому-то вопросу неполны или противоречивы.

На стадии реализации смысла происходит поиск, осмысление и активное восприятие изучаемого материала. Уже имеющиеся знания соотносятся с новыми, и с их помощью осуществляется решение поставленной проблемы.

После этого осуществляется стадия рефлексииобобщение и систематизация материала, подведение итогов. Делаются выводы о том, какие из предположений были верными, а какие нет. Определяются наиболее оптимальные способы решения проблемы.

Таким образом, урок, который способствует развитию критического мышления, – это урок, на котором:

  • ученики вначале формулируют проблему, которую необходимо решить, а потом разными способами получают информацию, которая необходима для её решения;
  • для каждого утверждения приводятся доказательства, каждый вывод подтверждается аргументацией;
  • любой может высказать собственную точку зрения, но она обязательно должна быть обоснованной;
  • полученные результаты и выводы обсуждаются и сравниваются.

 В рамках технологии развития критического мышления разработан целый ряд приёмов и методов, которые используются на основных стадиях. Среди них можно выделить:

Приемы и методы технологии развития критического мышления

Стадия вызова

Стадия осмысления

Стадия рефлексии

  • Инвентаризация
  • Верите ли вы…
  • Ключевые слова
  • Читаю – думаю
  • Кластер
  • Таблица ЗХУ
  • Отсроченная отгадка
  • ИНСЕРТ
  • Заполнение таблиц
  • Дневник двойной записи
  • Эффективная лекция
  • «Тонкие» и «толстые» вопросы
  • Зигзаг (мозаика)
  • Фишбоун (рыбья кость)
  • Поиск в тексте ответов на вопросы
  • Ответы на вопросы
  • Синквейн, диаманта
  • Таблицы, кластеры, фишбоуны
  • Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
  • Последнее слово за мной
  • Перекрёстная дискуссия
  • Общая полемика
  • Десятиминутное сочинение
  • Выходная карта

 

Эффективность и целесообразность каждого метода определяет сам учитель, корректируя и дополняя в соответствии с целями и формами урока.   Например, начинаем урок с использованием приема «Отсроченная отгадка», предлагая загадку, удивительный или фантастический факт, перенеся учебную ситуацию в условия, отличные от реальных – изменяя параметры величин, строение атома, переместив реального или литературного героя во времени и т.д.. В ходе урока, работая над изучением нового материала, ученики находят ответ или объяснение, составляя таблицы,  «Тонкие» и «толстые» вопросы или фишбоун. Логическим заключением такого урока (или блока уроков) является обобщение, анализ полученных результатов (как своих, так и чужих)  посредством дискуссии, составлением кластера и т.д.

Особое значение имеет использование цифровых образовательных ресурсов, интерактивных методов обучения, которые позволяют модифицировать образовательный процесс, сделать его более наглядным и повысить учебную мотивацию обучающихся. Например, поэтапно решая проблемные задания на интерактивном плакате (сервис Glogster), ученики одновременно повторяют, систематизируют и самостоятельно осваивают необходимую для этого информацию.

Технология развития критического мышления успешно применяется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Выполнение проектов, исследовательских работ, вовлечение обучающихся к занятиям в предметных кружках и посещению факультативных курсов. Нужно отметить, что особое значение приемы развития критического мышления имеют при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Благодаря системно-деятельностному подходу, ТРКМ обусловила возрастание качества предметной подготовки учащихся, а также  формирование самостоятельности,  познавательной и творческой активности.

Результативность деятельности проявилась  в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать свои и чужие поступки.

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК