Щупова Марина Михайловна, учитель физики и математики МБОУ СОШ № 2, 1 КК
«Система поддержки талантливых детей. Проект «Моя новая школа»
Актуальность проекта объясняется потребностью общества в неординарной творческой личности. Современная реальность требует не только высокой активности человека, но и его способности нестандартного мышления и поведения.
В настоящее время необходимо разнообразие форм работы и помощи талантливым детям. Очевидно и проблемное поле: в создании модели профессионально-личностных отношений с одаренными детьми в образовательной деятельности.
В связи с этим нашей образовательной организации необходима система поддержки талантливых детей, способствующей выявлению одаренных детей с раннего возраста; оказанию адресной поддержки каждому ребенку, проявившему творческие способности; разработке индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка; формированию личностного и профессионального самоопределения. С этой целью и разработан проект «Моя новая школа».
Основная цель: развитие образовательной среды для проявления каждым ребенком творческих способностей и интересов, обеспечение обучающимся возможности самореализации в различных видах деятельности.
Основные задачи:
- выявить интересы, склонности, мотивацию обучающихся к познанию и творчеству на основе методик социально-психологической службы образовательной организации;
- создать условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей в урочной и неурочной деятельности;
- развивать способности и творческое мышление одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обученияв области естественных и технических наук и внеурочной деятельности.
Проект реализуется через предпрофильное и профильное образование, школу юного экспериментатора, внеурочную деятельность по программе «Основы киноискусства», факультатив «Познай физику в задачах и экспериментах», сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования по организации культурно-образовательных маршрутов и интегрированных экскурсий.
Участники проекта:
Обучающиеся и педагоги МБОУ СОШ №2, педагоги дополнительного образования, родители. Среди обучающихся это: дети с высоким уровнем развития интеллектуальных способностей - 3% от общего числа обучающихся; дети с признаками специальной умственной одаренности в определенном виде деятельности - 5%; дети с высокими творческими (художественными) способностями - 7%; дети с высокими лидерскими способностями - 10%; обучающиеся, имеющие учебный дефицит по каким либо причинам, но обладающие яркой познавательной активностью и оригинальностью мышления и психического склада - 4%.
Направления деятельности в системе работы с одаренными детьми:
- Исследовательско-аналитическая деятельность
- Сбор, анализ и систематизация данных о интересах и потребностях детей, мотивированных к творчеству.
- Разработка программ практической, социально-образовательной деятельности с одаренными детьми.
- Психолого-педагогическая деятельность
- Использование комплекса психологических, обучающих и развивающих методик, тестов, рекомендаций для педагогов, родителей, детей.
- Адресный мониторинг и сопровождение одаренных обучающихся.
- Медико-оздоровительная деятельность
- Определение физического состояния, динамическое наблюдение за физической работоспособностью.
- Педагогико-акмеологическая деятельность
- Совершенствование личного профессионального уровня, как педагога, работающего с одаренными детьми.
- Организационно-управленческая деятельность
- Реализация комплекса мероприятий по координацииусилий всех субъектов, работающих с одаренными детьми
Обеспечение реализации проекта
1. Информационно-образовательный центр образовательной организации, предоставляющий учебно-познавательную, научно-популярную, культурологическую информацию на разных носителях.
2. Компьютерный класс с системой доступа в Интернет, комплектом компьютерных программ, видеозаписей.
3. Сенсорная комната для психологической разгрузки и снятия синдрома тревожности.
4. Студия школьных новостей, продуктом которой являются видеорепортажи, выпуски новостей о школьных событиях, социальные ролики.
5. Многообразие направлений деятельности школьного дополнительного образования, профильного обучения и социальных практик. Сетевое взаимодействие с образовательными организациями городского округа и высшими учебными заведениями области (филиал УрФУ в г. Краснотурьинске, УрГЭУ, УГЛТУ г. Екатеринбург).
6. Учебно-исследовательский центр «Эрудит», целью работы которого является выявление и поддержка обучающихся, склонных к занятиям исследовательской деятельностью.
Ожидаемые результаты
- Совершенствование интерактивных форм работы с детьми, мотивированных к саморазвитию технических и творческих способностей;
- Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой и учебно-исследовательской деятельностью;
- Увеличение доли детей, участвующих в фестивальных и конкурсно - массовых мероприятиях различного уровня;
- Рост качественного представления результатов практической деятельности обучающихся по всем направлениям.