ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК

Башенёва Светлана Сергеевна, воспитатель МАОУ СОШ № 5 (ДС), Б/К

«Применение конструктора ТИКО для познавательного развития детей

дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС»

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, концептуальной основой которых является не насыщение ребенка знаниями, а развитие компетенций, позволяющих самостоятельно и творчески решать проблемы в различных сферах дальнейшей жизни.

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Образовательная задача заключается в организации условий, провоцирующих детское действие. В связи с этим огромное значение отводится продуктивным видам детской деятельности, к которым относится конструктивно-модельная деятельность.

Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.

С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно, либо с помощью взрослого, приобретают знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграцию знаний из различных предметных областей.

Игры-исследования с образовательными конструкторами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решение и реализовывать их, расширять технический, математический словари ребенка.

Работа с образовательными конструкторами позволяет ребенка исследовать мир через игру.

Поиск эффективных инновационных технологий направленных на развитие конструкторско-модельной деятельности дошкольников, позволил нам познакомиться с уникальным опытом работы с образовательным  конструктором ТИКО педагогов города Великий Новгород.

ТИКО – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения.

Это развивающий  материал,  позволяющий разнообразить процесс обучения дошкольников, а так же замечательный инструмент  в области  научно-технического моделирования (конструирования).

Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор и т. д. Но при неосторожной игре эти постройки ломаются и надо снова их восстанавливать, их сложно перенести на другое место, а это некоторое неудобство для игровой деятельности детей. И в такой ситуации на помощь детям придет конструктор «ТИКО».

Технология Тико-моделирования интересна тем, что строясь на интегрированных принципах объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

В силу своей педагогической универсальности Тико-моделирование служит эффективным средством развивающего обучения, так как включает в себя несколько функций:

- развивающею;

- обучающею;

- развлекательную.

Тико-моделирование помогает формировать у дошкольников элементарные представления из области геометрии, развивать логическое мышление, наблюдательность, учит договариваться со сверстниками. Позволяет формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.

Совместная деятельность педагога и детей дошкольного возраста с конструктором ТИКО способствуют:

лучшему восприятию новой информации за счёт тактильных прикосновений;

- расширению кругозора ребёнка;

- расширению знаний в области окружающего мира;

- созданию психологического комфорта при обучении;

- развитию фантазии и творческих способностей.

Инновационность и педагогическая целесообразность данной программы заключается:

• в простроенной системе логических заданий, позволяющей педагогам развивать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также в легкой, игровой форме освоить математические понятия и объемное моделирование;

• в создание дидактического материала, позволяющего осуществлять обучение детей вне организованной образовательной деятельности (в развивающей предметно-пространственной среде) и стимулировать активность ребенка в условиях свободного выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

• в направленности программы на развитие ключевых компетентностей дошкольников: деятельностная, коммуникативная, социальная и направленности на новые образовательные результаты: инициативность, любознательность и самостоятельность детей;

• в соответствии основным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в Российской Федерации;

• в возможности реализовать индивидуально-личностный и деятельностный подходы в обучении детей;

Таким образом, технология ТИКО-моделирования развивает в интеллектуальной сфере остроту, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, умение правильно излагать свои мысли, технические умения, способность к решению задач, внимание и память.

Практические занятия и занимательные упражнения позволяют нам формировать и развивать пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий.

Дети успешно овладевают основными приёмами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.

© 2024 ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАРПИНСК